Руководство для начинающих по сэмплированию с винила | "Если вы любите сэмплы и никогда не опускали иглу на пластинку, то многое упускаете"
Забудьте о низкобитрейтных рипах с YouTube и плагинах LO-FI. Даешь олдскульное сэмплирование!
Когда в конце 1980-х годов впервые появились сэмплеры, началась новая эра в музыке. Оцифровка звука сделала возможным реалистичное моделирование акустических и электрических инструментов, а безобидные коробочки для монтажа в стойку превратились в достойные копии самых современных синтезаторов.
Однако по-настоящему интересный поворот произошел в тот момент, когда музыканты начали сэмплировать музыку, зацикливать, резать и перестраивать ее в совершенно новые произведения.
Вооружившись сэмплерами и грувбоксами от Akai, Ensoniq и E-mu, новое поколение художников создавало классические произведения с пыльного винила, а Crate Digging быстро стал любимым хобби для проворных продюсеров и битмейкеров.
К середине 1990-х годов повсеместное распространение сэмплов с винила в продуктах, выходящих в эфир, привлекло внимание оригинальных исполнителей и, что особенно важно, крупных юридических отделов их лейблов. За 30 лет сэмплирование превратилось в большой бизнес, а сложности, связанные с юридически справедливым распределением хитов, сделали сэмплирование с виниловых пластинок не простым занятием.
Такие сервисы, как Tracklib, обещают избавить от рисков сэмплирования существующих записей, предлагая определенную структуру роялти за треки из своего каталога, а "сэмплмейкеры" — артисты, создающие музыку специально для того, чтобы ее сэмплировали — становятся все популярнее.
Не стоит забывать, что страсть к созданию музыки основана не на прибыли. Если вы любите сэмплы и никогда не опускали иглу на пластинку, то многое упускаете.
Оборудование
Если говорить о требованиях к оборудованию, то сэмплировании винила нет ничего особенного. Проигрыватели стоят копейки, и, если вы не заинтересованы в том, чтобы учиться, например, скретчингу, необходимые характеристики проигрывателя сводятся к тому, чтобы он вращался и имел переключатель скорости между 33 и 45 об/мин — двумя скоростями, на которых воспроизводится подавляющее большинство виниловых пластинок.
Точность, с которой проигрыватель может поддерживать скорость вращения, измеряется в показателях "WOW и FLUTTER" (чем они ниже, тем лучше). Однако не стоит зацикливаться на этом, и большинство даже самых дешевых вертушек пригодно для сэмплирования, если они очевидно в плане звука не проявляют поломок. На проигрывателях, предназначенных для диджеинга, как правило, есть ползунок регулировки скорости, с помощью которого можно управлять шагом и скоростью в момент воспроизведения звука.
Нет проигрывателя? Numark PT01 USB — отличный вариант с аудиовыходом USB и стереоразъемами RCA для начинающих. Если у вас уже есть вертушка — для диджеинга или на чердаке завалялся HI-FI из 90-х, — то почему бы не воспользоваться?
Автономному проигрывателю потребуется предусилитель, чтобы вывести его на линейный уровень. Это не то же самое, что микрофонный предусилитель, но быстрый поиск на маркетплейсе, скажем, по запросу "предусилитель для винилового проигрывателя" выдаст варианты по приемлемой цене. Если вы покупаете отдельный проигрыватель, проверьте, есть ли в нем встроенный предусилитель линейного уровня. Третий вариант — диджейский микшер, в который встроены предусилители, а также эквалайзер, позволяющий настроить звук, который вы сэмплируете.
Автономные проигрыватели также обычно имеют сменные картриджи — части, в которых находится стилус, сидящий в канавке пластинки и генерирующий вибрации, которые превращаются в звук. Картриджи, ориентированные на диджеев, — отличная идея для сэмплинга, поскольку их конструкция обычно более щадящая в отношении пластинок, и они, как правило, более доступны по цене, чем аудиофильские версии, ориентированные на HI-FI.
Ortofon и Reloop предлагают недорогие картриджи со сменными стилусами, одного стилуса может хватить как минимум на год длительного прослушивания. Обязательно следуйте инструкциям по настройке и балансировки тонарма проигрывателя с картриджем. Это позволит добиться максимального качества звука, а также минимизировать износ пластинок.
Записи
Самое интересное. Виниловые пластинки бывают двух основных размеров и двух основных скоростей. 12-дюймовая пластинка обычно крутится со скоростью 33 об/мин, если это альбом или EP, и 45 об/мин, если это сингл. Чем быстрее вращается пластинка, тем больше информации в секунду сохраняется в ее канавках, а значит, теоретически, тем лучше она может звучать.
В 33 об/мин нет ничего плохого — единственное, на что стоит обратить особое внимание, это то, что если пластинка вмещает до 15-18 минут звука на сторону, это достигается за счет более плотной намотки спиралевидной канавки, по которой движется стилус, и она начинает терять в качестве. Репрессы и компиляции, в которых на один кусок винила втискивается как можно больше песен, обычно менее приятны для прослушивания, чем аккуратно записанные оригиналы и синглы.
7-дюймовые пластинки обычно воспроизводятся со скоростью 45 об/мин и сделаны из более тонкого и дешевого винила, чем их 12-дюймовые братья — они использовались в основном для синглов и всегда считались не очень надежными. Они имеют тенденцию к жесткому, громкому, прямому звучанию, которое может быть интересным для сэмплирования, даже с меньшей детализацией звука.
Существует третья скорость 78 об/мин. Пластинки для воспроизведения на такой скорости производятся из шеллака — более жесткого и тяжелого материала, чем винил. Этот материал использовался вплоть до Второй мировой войны. Большинство таких пластинок, будут звучать как “довоенные времена” — у них свой ярко выраженный характер.
Все пластинки объединяет то, что они, по сути, являются расходным материалом. Физический процесс проведения стилуса по канавкам пластинки со временем начинает изнашивать ее, а неправильное обращение с винилом оставляет на нем грязь и царапины, которые будут слышны, а в худшем случае сделают пластинку неиграбельной.
Если у вас есть пластинка, которая сильно трещит при проигрывании, попробуйте почистить ее с помощью воды с мылом и салфетки из микрофибры. Проигрывание пластинки, ее очистка и повторное проигрывание помогут удалить из канавок накопившиеся пыль и грязь, что улучшит качество звучания. Если пластинка "деформирована" или "задрана", так что не может ровно лежать на диске проигрывателя, то сделать для ее спасения можно не так уж много.
Обычно рекомендуют прижать пластинку под тяжелыми книгами или даже прогреть ее в духовке, что в лучшем случае ничего не даст, а в худшем — окончатель ее испортит. Если вы решитесь покупать раритетные записи, то на ваши плечи ляжет и проверка наличия повреждений. Ясно, что идеального состояния от таких носителей ждать не стоит, но, очевидно, проигрываться они должны приемлемо.
Альбомы
Винил можно найти повсюду. На барахолке наверняка завалялся ящик-другой. Однако не ждите, что вам попадутся копии классики, например, Ахмада Джамала; радость от копания в пластинках во многом связана с тем, что вы можете найти что-то по цене чашки кофе. Интересно, конечно, посещать соул- и джаз-отделы музыкальных магазинов, но одна копия альбома из них в "очень хорошем состоянии" может стоить целое состояние.
Сэмплировать с винила и одновременно искать раритеты — не самая лучшая идея. Многие из величайших записей всех времен были созданы с использованием фрагментов детских пластинок, маршевых оркестров или примочек талантливого сессионного музыканта на 27-м альбоме певца. Радость от сэмплирования с винила заключается в возможности слушать огромные массивы музыки, которые никогда не будут алгоритмически распределены на Spotify, учитывать не только музыкальное содержание, но и текстуру, запись и контекст звучания.
Это не значит, что тратиться вообще бессмысленно, но сразу этого делать явно не стоит.
Сэмплинг
Тактильная природа винила делает сэмплирование органичным процессом. Поместите иглу на пластинку, и она заиграет. Крутите пластинку, слушайте ее до конца, перематывайте вручную и возвращайтесь к тому, что зацепило. Безусловно, есть смысл слушать треки целиком, но иногда этого делать не нужно.
Если обращать достаточно внимания на звуки инструментов, можно получить представление о том, где находятся достаточно изолированные партии, пригодные для сэмплирования. Их еще можно найти путем осмотра пластинки — такие партии обычно находятся там, где кольца канавок выглядят более мелкими и менее плотными: именно там притаились более тихие, менее напряженные участки композиций, будь то барабанные паузы или инструментальные соло.
Во многих стереозаписях используются очень широкие методы визуализации, и нередко бывает так, что один инструмент полностью изолирован в левом канале, а ударные в правом. Разделите их на сэмплере, и вы вдруг почувствуете, что у вас есть доступ к отдельным дорожкам. Если это покажется сложным, то на рынке существует множество программ (как бесплатных, так и платных) для разделения стемов, и они умеют быстро изолировать инструменты.
Виниловый сэмплинг мотивирует коллекционировать. Может показаться странным, но записывать, откуда вы сэмплировали что-то — хорошая идея. Делать это стоит, чтобы иметь возможность удобно использовать найденное в будущем. По крайней мере, будет полезно вспомнить, если, например, вашей музыкой заинтересуется лейбл, который наверняка захочет узнать те или иные детали производства трека. Неважно, как вы называете файлы, треки или целые проекты — несколько потраченных секунд, впоследствии вполне могут сэкономить уйму времени.
Советы и трюки
У семплов с винила есть свой "звук". Это звучание, которому подражают: характерные высокие частоты, нестабильность высоты тона и пробивная, компрессированная динамика.
Собственно, сэмплирование винила позволяет понять, что именно создает эти характеристики, причем на нестабильность часто влияет пленка с которой был сделан принт, а не скорость вращения проигрывателя (и на слух заметно это в гораздо меньшей степени, чем при обработке звука соответствующим плагином, типа RC-20 Retro Color от XLN Audio), а пробивной звук больше обусловлен сэмплером, чем самим винилом.
Многие классические сэмплеры были суб-16-битными и использовали электронику, которая сжимала динамику входного сигнала до “приятного”. Если вам посчастливилось стать обладателем оригинального 12-битного сэмплера, такого как E-Mu SP1200 или Akai MPC 60, не бойтесь работать ушами, а не измерительными приборами и писать как есть. Если вы придерживаетесь более современных взглядов, биткрашеры, такие как Decimort 2 от D16, помогут приблизиться к скомканному, прямому звуку.
Еще один звук, ассоциирующийся с винилом — зернистое, искаженное звучание, которое придают сэмплеры с низкой частотой дискретизации, особенно когда их рудиментарные алгоритмы передискретизируют и корректируют высоту и скорость тона. Узнаваемый звон SP1200 подчеркивается классической техникой, используемой для максимального использования его 10-секундного лимита: сэмпл записывается с проигрывателя на скорости 45, а затем его питчат, что создает восхитительный дробленый тон.
Если у есть Native Instruments Maschine, вы можете применить эту технику с помощью движка SP1200 — это не просто bitcrush, а довольно правдоподобная копия поведения SP1200 при питчинге и фильтрации сэмплов. Имейте в виду, что эта техника, а также другие, такие как мгновенно узнаваемое экстремальное растягивание по времени в ранних сэмплерах Akai, были порождены необходимостью. Экспериментируя с тем, как сэмплер влияет на звук, вполне можно получить что-то уникальное.
Необходимость следить за временем сэмплирования в современных грувбоксах и сэмплерах практически отпала, а в DAW и плагинах, по сути, полностью устранена. Тем не менее, при сэмплировании есть смысл быть избирательным, а сэмплирование с винила, ко всему прочему, привнесет в вашу музыку целенаправленность, которая может быть утрачена при бездумном перетаскивании целых треков в плагин и автоматическом их нарезании.
Призываем поразмышлять о вышеописанном варианте сэмплирования, и кто знает, может быть, вы станете следующим Fatboy Slim или Nujabes. По крайней мере, сэмплирование с винила даст вам более широкий и разнообразный кругозор и позволит наслаждаться тактильными ощущениями в процессе создания музыки. Это беспроигрышный вариант.
- Комментарии