ABLETON | Обзор LIVE 12 Suit. "Щедрое обновление, наполненное идеями и реальным потенциалом"
Версия 12 несет ряд серьезных изменений, но не рискуют ли Ableton сбить с толку давних пользователей?
И хотя не все функции реализованы одинаково отлично, Live 12 — обширное обновление, наполненное идеями и реальным потенциалом.
Плюсы
+Изменения в пользовательском интерфейсе добавили реальную гибкость в рабочий процесс Live.
+Meld и Roar —- глубокие и мощные, но в то же время веселые и интуитивные.
+Генеративные MIDI-инструменты открывают широкие возможности для творческих экспериментов.
Минусы
-К обновленному браузеру придется привыкать.
-Использование некоторых MIDI-инструментов кажется слегка запутанным.
-Нет возможности использовать генерацию или преобразование MIDI из Push.
ABLETON LIVE 12 SUITE: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Большинство обновлений DAW продаются за счет ярких новых функций, но на самом деле DAW живет или умирает благодаря постоянству. Независимо от того, используется ли она в профессиональной деятельности или как развлечение на свободный вечерок, DAW — основа современной музыки. Переход от одной версии к другой должен быть максимально плавным. Хотя обещание новых возможностей может заставить пользователя платить за последние обновления, именно небольшие, постепенные улучшения рабочего процесса в приложении заставляют его остаться надолго.
Традиционно Ableton хорошо справляется с этой задачей. Несмотря на все устройства, добавленные за 22 года с момента запуска, общий дизайн Live остается удивительно постоянным. Настолько, что при обновлении можно пропустить несколько версий и не столкнуться с неожиданными препятствиями, поскольку большинство элементов будут находиться там, где вы их ожидаете: браузер слева, устройства внизу, программа запуска клипов и аранжировка — в своих собственных индивидуальных представлениях пользовательского интерфейса. 12-я версия, пожалуй, самое значительное обновление Live за последние десять лет, потому что Ableton впервые рискнули нарушить уже привычный порядок вещей.
ABLETON LIVE 12 SUITE: ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ВЕРДИКТ
Наиболее ярко это проявляется в компоновке пользовательского интерфейса. В предыдущих версиях Live существовали довольно жесткие ограничения на расположение рабочей области. Хотя можно было в определенной степени изменять размер некоторых элементов и скрывать/показывать другие, всегда существовали жесткие правила расположения в рамках Live. Запускатель клипов и временная шкала находятся в отдельных окнах; микшер доступен только в режиме сессии; параметры клипа и устройства нельзя просматривать рядом друг с другом.
В версии 12 многие из этих ограничений устранены, а пользовательский интерфейс стал гораздо более гибким. Хотя разделение между клиповым представлением Session и временной шкалой Arrangement сохранилось, теперь можно вызывать панели микшера, клипов и устройств из любого места. Это означает, что вы можете использовать микшер наряду с представлением аранжировки, а также отображать MIDI- или аудиоклипы и интерфейсы устройств одновременно, в основном в одном окне.
Конечно, такое отображение будет громоздким — особенно на экране ноутбука, — но гибкость, которую возможность добавляет к рабочему процессу Live, является реальным преимуществом. Для тех, кто привык быстро переключать вкладки между видами и использовать знакомые сочетания клавиш для показа/скрытия элементов, новое взаимодействие между ними может потребовать некоторого привыкания, но как только оно станет привычным, пути назад уже не будет. Из любопытства попробуйте вернуться к Live 11 после нескольких недель использования 12-й версией. Старый интерфейс покажется урезанным.
Элемент пользовательского интерфейса, на освоение которого уходить чуть больше времени, чем обычно, — обновленный браузер библиотеки Live. Он модернизирует способ поиска устройств, клипов, сэмплов и другого контента, путем отхода от прежней системы вложенных папок в пользу динамических тегов и фильтров. С одной стороны, новая система объективно лучше — она более гибка, особенно когда речь идет о сохранении пользовательских параметров поиска, и это означает, что разделение между типами контента стало меньше. Например, при поиске по запросу "бас" на верхнем уровне появляется длинный список пресетов, клипов, петель и сэмплов, которые можно отфильтровать по типу контента, источнику или характеристикам звука. Если полученная комбинация поисковых терминов и фильтров — это то, что вы, скорее всего, будете использовать снова, нажатие на символ "+" рядом с результатами добавит ее на боковую панель библиотеки, создав ярлык, который будет обновляться по мере импорта или маркировки нового контента.
Тем не менее система создает некий разрыв между собственным контентом Ableton, который поставляется с удобными предварительными тегами, содержащими информацию о его характеристиках, и вашей собственной библиотекой сэмплов и плагинов сторонних производителей, которые по умолчанию могут быть отфильтрованы только по минимальным аспектам того, что это такое (например, инструмент, MIDI, сэмпл), кто его создал и имени файла. Чтобы получить максимальную отдачу от новой системы, стоит потратить время на то, чтобы применить как можно больше соответствующих тегов к наиболее используемым плагинам и сэмплам, что является простым процессом, но может занять раздражающе много времени.
НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Среди новых инструментов браузера выделяется функция Similarity Search. Он доступен из библиотеки или в стойке ударных и использует нейронные сети, чтобы предложить похожие звуки на основе исходного сэмпла. Хотя результаты могут быть не совсем удачными —лучше всего он работает с перкуссией — это может быть очень вдохновляющим способом разнообразить звуковую палитру идеи, особенно если использовать его в контексте барабанной стойки, где можно менять местами отдельные элементы или использовать весь набор. Единственное разочарование заключается в том, что сейчас вы не можете получить доступ к этой функции в устройстве Simpler в Live, где она кажется вполне уместной.
Не считая изменений в пользовательском интерфейсе, одним из самых привлекательных дополнений Live 12 является набор генеративных MIDI-инструментов. Это набор функций внутри MIDI-клипов, которые делятся на две категории: Генераторы, которые заполняют пустой клип MIDI-данными, и Трансформации, которые изменяют существующие MIDI-шаблоны. В каждой из категорий есть множество инструментов, предназначенных для разных случаев использования. Например, генераторы включают инструменты, предназначенные для создания ударных паттернов (Rhythm), мелодий (Seed), аккордов (Stacks) или арпеджированных риффов (Shape). Для владельцев Suite эти инструменты дополнены возможностью использовать MIDI-генераторы Max в клипах.
Трансформации могут выполнять такие действия, как арпеджирование аккордов, настройка квантизации или гуманизации нот, изменение положения и времени MIDI-событий, а также украшение паттернов флэмами и призрачными нотами.
Эти MIDI-инструменты — фантастическое, вдохновляющее дополнение к DAW, которое практически умоляет вас часами пропадать в творческих кроличьих норах, исследуя весь их потенциал. Тем не менее местами реализации не хватает. Например, при создании прогрессий с помощью генератора аккордов Stacks приходится вручную изменять форму и корневую ноту каждого аккорда, и создается впечатление, что для этого нужна функция автоматической генерации общих прогрессий. Также жаль, что формы аккордов не имеют более четких названий, которые могли бы стать удобным инструментом обучения. В остальном, общая настройка также не позволяет заблудиться и случайно переписать или трансформировать ноты, которые вы не хотели изменять. Это можно легко исправить, но в результате рабочий процесс становится сложным и немного беспорядочным.
В Live 12 также появилась новая настройка мастер-шкалы, с помощью которой пользователи могут задать шкалу для всего проекта, которая затем автоматически применяется к новым клипам. Это удобно, но это также легко отменить, установив шкалы в отдельных MIDI- или аудиоклипах, что позволяет пользователям менять клавиши/шкалу в середине проекта или трека, что полезно для живого исполнения. Настройки шкал приобретают дополнительную важность в Live 12, поскольку DAW добавляет режим "осознания шкалы" в некоторые из своих устройств. Это позволяет привязать некоторые параметры, основанные на питче, такие как MIDI-эффекты, настройка осциллятора синтезатора, эффекты питч-шифта, к текущей шкале. Это не только позволяет избежать нежелательных гармонических столкновений (хотя этот режим можно отключить, чтобы избежать слишком "идеального" звучания), но и означает, что при переходе от клипа с одной назначенной клавишей/шкалой к другой все соответствующие устройства будут следовать этому.
Кроме того, в Live 12 появилась возможность работы с микронастройками и незападными гаммами. Доступ к ним осуществляется через пул настроек, который функционирует аналогично пулу Groove. При использовании настройки из этого пула деактивируется глобальная шкала — что вполне логично, поскольку эти две функции фактически противоречат друг другу — и настройка применяется ко всем клипам проекта. Этот пул также позволяет редактировать и импортировать пользовательские мелодии.
Новые игрушки
В этом обновлении много интересного, и это еще до того, как мы перейдем к главным устройствам. Live 12 добавляет новый синтезатор Meld, новый эффект Roar и обновление популярного инструмента Max Granulator.
Meld — синтезатор с 2 движками и множеством интересных режимов работы осциллятора, которые позволяют создавать цифровые звуки и текстуры. Они варьируются от простых виртуальных аналоговых волн до творчески отфильтрованного шума, генераторов, создающих интересные гармонические обертоны, и анимированных текстур дождя и воды. Кроме того, в нем есть фильтры, которые могут работать как резонаторы, искажения и эффекты гребенчатого фильтра, а также мощная настройка модуляции, позволяющая применять трансформации к LFO и направлять элементы от одного движка к другому. И по структуре, и по звучанию Meld очень напоминает синтезатор MiniFreak от Arturia, и это неплохо: оба инструмента стягивают сложные идеи цифрового синтеза в удивительно доступный и забавный клубок.
Roar — многоступенчатый дисторшн, который позволяет организовать до трех ступеней искажений различными способами. Они могут работать последовательно или параллельно, применяться по отдельности к различным частотным диапазонам или к середине и боковым частям сигнала. Еще есть внутренняя обратная связь, позволяющая Roar действовать как простая задержка, при этом искажения могут применяться на входе и в цепи обратной связи по отдельности. Как и в случае с Meld, широкие возможности гибкой модуляции оживляют Roar, позволяя ему работать в таких широких областях, как улучшение характера барабанных петель, добавление резонансных глитчей в пэды и создание дабового lo-fi эха.
Последняя версия Granulator — скорее новый инструмент, чем обновление — одновременно дорабатывает и упрощает концепцию гранулярного эффекта, делая его более доступным без урезания возможностей. Самыми значительными улучшениями стали добавление MPE и улучшенные возможности захвата, которые позволяют пользователям записывать непосредственно в эффект.
И последнее, но не менее важное: стоит упомянуть о работе, которую Ableton проделала над расширением доступности Live в версии 12. Сюда входит поддержка чтения с экрана, а также улучшенные ярлыки, которые облегчают доступ к каждому элементу Live без использования мыши. Тем, кому необходимы эти функции для работы с Live, наверняка, как минимум, будет приятно видеть, что Ableton не забывают про эту часть программы.
Контент
Естественно, Live 12 Suite добавляет дополнительный контент, который можно загрузить в виде пакетов с сайта Ableton. Пользователи могут загрузить два новых пакета. Первый, Lost and Found, — это пакет сэмплов с перкуссионным уклоном, в котором использованы записи бытовых предметов и материальных текстур. Все это организовано в несколько хорошо подобранных, забавных ударных установок и эзотерических инструментов.
Второй, более интересный, пакет — Max-powered Performance Pack: набор из четырех настраиваемых устройств, которые, по сути, предназначены для устранения некоторых более продвинутых и нишевых пробелов в рабочем процессе Live. Для пользователей контроллеров — и Push в частности — Performer предлагает удобный инструмент, позволяющий настраивать банки макроконтроллеров верхнего уровня. Его также можно использовать для настройки сложной модуляции с несколькими направлениями, которая выходит за рамки базовых модуляторов из библиотеки Live. Кроме того, здесь есть инструменты для облегчения зацикливания в режиме просмотра аранжировки, а также для создания аранжировок и вариаций "на лету".
А что насчет Push?
Как Push 3 работает с Live 12? В качестве контроллера новые устройства кажутся специально созданными для использования с MPE-интерфейсом Push. Meld и Granulator 3 отлично используют выразительные пэды и легко управляются с помощью вращателей Push. Анимированные искажения Roar также отлично смотрятся на экране Push. На момент написания статьи ни одна из новых функций или устройств еще не появилась в автономной ОС Push. Ableton говорят, что это будет исправлено. К сожалению, также нет возможности взаимодействовать с инструментами MIDI-генератора/трансформации с помощью Push — в контроллере или автономной конфигурации, — а очень бы хотелось, чтобы это было реализовано.
Обновлять или не обновлять?
В целом, Live 12 есть чего показать. По сравнению с предыдущими версиями, здесь есть много нового, что может оказать значительное влияние на взаимодействие пользователей с DAW. Некоторые из новшеств, кажется, должны быть немного доработаны в будущих обновлениях — будет логично, например, увидеть тонкие изменения в поведении MIDI-инструментов или браузера. Впрочем, как бы вы ни использовали Live, новые функции наверняка придутся вам по душе.
За годы своего существования Ableton стали известны тем, что выпускают обновления, которые являются постепенными и зачастую едва заметными, а не революционными, поэтому бывает сложно решить, насколько стоит платить за последнюю версию. Если вы относитесь к тем пользователям, которые не решались на обновление, Live 12 — это то, чего вы так долго ждали.
- Комментарии