Обзор активных студийных мониторов FOCAL Solo6 Be
Перед нами активные студийные мониторы серии SM6, разработанные в г. Сент-Этьен (Франция) в знаменитой «Лаборатории Жака Мауля» («Focal-JMLab»). Данная серия чрезвычайно популярна, очень известна среди ценителей и имеет отличные отзывы многочисленных пользователей. Серия SM6 расшифровывается как студийные мониторы с 6-дюймовыми низкочастотными динамиками. Комплектуется данная серия тремя активными элементами — один сабвуфер и два монитора ближнего действия.
Размеры всей серии не большие. Причем, рассматриваемая нами модель Solo6 Be, наиболее компактная и удобная. При небольших размерах она имеет хорошие характеристики. И хотя, рассматриваемая модель оснащена одним динамиком, но это не сказывается негативно на ее возможностях. Мониторы можно размещать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, допускается их установка на стойках или на консоли. И не забываем, что это все-таки мониторы для ближнего поля и поэтому крайне желательно при их размещении придерживаться определенных правил. Они довольно просты. Ось динамиков должна быть направлена на пользователя, твитер расположен на уровне его головы и дальность до динамиков в пределах 3-х метров. Соблюдая эти не сложные условия, добиваемся оптимального результата.
Еще одной особенностью данных колонок является материал корпуса. Это не алюминий, получивший определенную популярность, а плита МДФ, очень близкая к натуральной древесине со всеми ее плюсами. Выше было сказано о компактности модели. Конечно, это относительно. Размеры колонок: ширина 24, высота 29 и глубина 33 см и они не самые маленькие. Однако эти несколько увеличенные габариты позволяют использовать фазоинвертор, порт которого в виде щели находится на передней панели под динамиками и смотрится вполне органично. Но главное, что использование фазоинвертора дает возможность достичь существенного расширения НЧ-диапазона за счет пассивного резонанса, снимая дополнительную нагрузку с активных устройств.
На этой же передней панели, под динамиком, находится индикатор питания, с традиционным зеленым цветом рабочего режима. Одна из особенностей данной модели, как и всей серии SM, это особые, не совсем обычные, твитеры. Точнее материал их изготовления. Это бериллий — весьма специфический материал, дорогой и редкий. Производитель утверждает следующее:
«После двух лет исследований и разработок, Focal произвел первый в мире твитер из чистого бериллия с вогнутым куполом. Твитер имеет расширенный частотный диапазон 1000 Гц — 40 кГц. Возникает вопрос: зачем стремиться расширить диапазон до 40 кГц, если человеческий слух ограничен 20 кГц? Ответ состоит в том, что если расширить частотный диапазон, это улучшит восприятие переходных процессов и других нюансов звучания. Линейность АЧХ динамика зависят главным образом от трех взаимоисключающих параметров: легкость, жесткость и демпфирование.
Пока только один единственный материал позволяет объединить эти параметры — бериллий. Для куполов с одинаковыми массами, бериллий в семь раз жестче титана и алюминия, причем последние два и без того отличаются высокой жесткостью. В результате снижения массы подвижной системы звуковые волны разгоняются в три раза быстрее, чем в случае титана, и в два с половиной раза быстрее алюминия. В итоге, бериллиевый твитер имеет высочайшие характеристики линейности АЧХ, прозрачности звука и скорости импульсного отклика.»
Небольшая ремарка к сказанному. Это все весьма достоверно, кроме одного момента. Все-таки вряд ли это чистый бериллий. Скорее всего — сплав. Чистый бериллий очень хрупок, очень легок, очень дорог, а главное, очень токсичен. А вот все остальное вполне логично и верно. Интересен диффузор НЧ динамика. Его общий диаметр 145мм. Изготовлен он из особого материала, разработанного «Лабораторией Жака Мауля». Материал этот на базе пены и стекловолокна существенно легче традиционных кевлара и армоволокна. Более пластичная структура позволяет прекрасно реагировать на изгиб материала в любых направлениях, что оптимально для диффузора. Если же добавить к этому чрезвычайно мягкую резину подвеса, то получаем на выходе весьма сбалансированную, плавную и отзывчивую систему диффузора. Его общий диаметр 145мм.
Но на этом значимые особенности модели не заканчиваются. В усилителе низкочастотного динамика использована технология BASH, в результате применения которой можно достичь снижения теплоотдачи, а следовательно при равных затратах энергии добиться лучшей эффективности. Еще один плюс. Органы управления находятся на задней панели, изготовленной из шлифованной металлической пластины. Эта же пластина является радиатором усилителя, то есть частью технологии BASH. Настроек управления не много — два фиксированных значения чувствительности входа -10 dBu и +4 dBu, разъем ХLR и два регулятора фильтров низких и высоких частот соответственно. Этого вполне достаточно.
Измерения АЧХ
При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Также применяется измерительный микрофон Earthworks M50, с паспортными данными:
- серийный номер микрофона: 9291C
- чувствительность микрофона на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
- неравномерность АЧХ микрофона в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
- неравномерность АЧХ микрофона в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)
Компания-производитель утверждает, что диапазон модели от 40Гц до 40кГц при неравномерности -3 дБ на 40 Гц. Произведенные независимой лабораторией исследования показывают рабочий диапазон от 50Гц до 30кГц с неравномерностью ±6дБ. Хотя возможны погрешности при измерениях в разных условиях и различным оборудованием. Впрочем, эта разница не столь важна, так как особого смысла в этом нет. Достижение принудительного расширения в таких условиях не приносит реального положительного результата. Но к определенному выводу мы подходим. Все-таки для мониторинга во всей полосе частот в комплект к этим мониторам нужен и соответствующий сабвуфер.
Графики АЧХ, измеренные при разных положениях регулятора HF
Фильтр ВЧ регулирует частоты выше 1,5 кГц. Лабораторные исследования подтверждают указанные производителем данные, то есть к уровню 10 кГц сигнал меняется на 3 дБ.
Графики АЧХ, измеренные при разных положениях регулятора LF
Фильтр НЧ, судя по графику, также работает вполне достойно, отлично поддерживая паспортные данные.
Звучание
Звучание модели хорошее. Несмотря на применение не совсем обычных материалов на базе несколько экзотичного бериллия, выдача звука отличная. Если рассматривать этот процесс по уровню частот, то сложно высказать какие-то особые замечания.
Высокие частоты выдаются весьма точно и с учетом деталей звука, не окрашивая его какими-то собственными накладками и тональностью. То есть выполняется основная функция — точная передача звука без искажений. Очень прилично работает регулировка фильтра ВЧ, позволяя добиться большей ясности. И даже звуковое поле вполне ровное и тембр при отклонении практически не искажается.
Аналогично и на средних частотах. Негативных моментов в звучании нет, хотя для средних частот это типично в принципе. Тембр передается отлично, звук инструментов создает впечатление их реальности без каких-то лишних красок. И даже в сложной зоне перехода средних и высоких частот нет часто встречающихся на других моделях провалов. В нижней части средних частот детальность звукопередачи пониже. Но и здесь все вполне достойно, без провалов и сбоев.
Сложный диапазон НЧ отработан качественно. Прекрасно работает фазоинвертор, выдавая именно то, что от него нужно — хороший звук без накладок, свойственных многим простым и дешевым моделям. Конечно, против физики не пойдешь и шестидюймовым НЧ-динамикам не вытянуть идеально детали и обертоны звука. Но в целом все весьма приемлемо.
По сравнению с другими моделями аналогичных серий, Focal Solo6 Be явно выделяются в положительную сторону и обладают отличными для своего класса характеристиками.
Выводы
Focal Solo6 Be это мониторы реально высокого класса. Это вне всякого сомнения профессиональные студийные мониторы. Использование не только очень качественных и выверенных, но и новых материалов, точные и отлаженные расчеты, прекрасная компоновка деталей, специальные технологии позволили добиться сбалансированного, оптимального результата. Но необходимо еще раз подчеркнуть, что для полного частотного контроля все–таки нужен сабвуфер с динамиком большего диаметра. Тем не менее, на выходе мы имеем высококачественную профессиональную систему мониторов за вполне приличную цену, полностью озвучивающую средний диапазон частот без каких-то проблем и очень хорошо диапазон ВЧ и НЧ. И эта система Focal Solo6 Be.
- Комментарии