История виниловых проигрывателей: как винил пережил CD, iPod и Spotify
Проигрыватели винила выжили несмотря ни на что.
Проигрыватели сегодня без сомнения совершенно не похожи на тех хрупких монстров из прошлого, которые вполне возможно где-то лежат у вас в родительском подвале и собирают пыль. Время прикрутило к ним Bluetooth, USB и возможности конвертации любимых записей в MP3.
Стоит отметить, что основные компоненты винилового проигрывателя не менялись со времен Томаса Эдисона, ведь именно он в 1877 году показал миру фонограф.
Фонограф был одним из первых устройств, способных на воспроизведение и запись звука и в отличии от иных относительно новых форматов — CD, пленка — в той или иной форме вместе с винилом сумел остаться актуальным.
При этом, стоит отметить, что далось это не без труда. Появление пленки и CD, презентация iPod, цифровая дистрибуция — все это начиная с 80х годов весомо понизило уровень продаж виниловых проигрывателей.
Какое-то время складывалось впечатление, что записям в стиле 20го века суждено попасть на свалку старья вместе с транзисторными радио и дисковыми телефонами.
Последним ударом по винилу должен был стать музыкальный стриминг, ведь Spotify и Apple Music дали возможность слушать музыку откуда угодно, когда угодно и на каком угодно устройстве. Не тут-то было.
По-сути произошло обратное — уровень продаж винила стал заметно расти, что обезопасило его от неприглядной судьбы даже во времена популярности стриминга.
Частично за это ответственны кампании вроде Record Store Day и упертые аудиофилы, не признающие ничего кроме винила, но даже, если брать во внимание эти факторы, сложно не согласиться, что во времена легкодоступной цифровой музыки наличие спроса на относительно неудобные и дорогие виниловые записи воспринимается, как настоящие чудо.
Как же с учетом всего произошедшего в 20м и 21м веках виниловые проигрыватели сумели выжить и даже занять уверенное место на рынке?
Изобретение фонографа
Прадедом современного винилового проигрывателя принято считать фонограф, изобретенный Томасом Эдисоном аж в 1877 году.
Запускался весь механизм с помощью ручки, которая позволяла Эдисону крутить деревянный цилиндр обмотанный фольгой. В последнюю упиралась игла, к которой был прикреплен рупор.
Эдисон обнаружил, что, если говорить в рупор, то вибрации голоса начинают двигать иглу, тем самым оставляя соответствующие канавки на фольге.
В зависимости от силы голоса глубина канавок разнилась, образуя таким образом отпечаток сказанного.
Самое главное, что Эдисон мог проигрывать записанное, поставив иглу в самое начало отпечатка и начав крутить ручку. Последнее заставляло иглу идти по следу голоса. Образуемые иглой вибрации усиливались рупором, что выливалось в воспроизведение сказанного.
Современный проигрыватели работают без рупора, но принцип остается тем же.
Сегодня вместо иголок на виниловых проигрывателях на конец тонарма устанавливаются аккуратно собранные стилусы. Последние, как правило, состоят из крошечного кусочка алмаза, прикрепленного к гибкой металлической полосе, хотя также могут быть использованы рубин, сапфир, бор и даже хлопчатое волокно.
Виниловые записи также с ходом времени не сильно изменились — на них все также располагаются бороздки, по которым движется стилус и воспроизводит звук оригинальной записи.
В то время как платтер проигрывателя крутит запись, вибрации проходят через стилус и попадают в картридж, где катушки в магнитном поле преобразуют кинетическую энергию из вибраций в электрический сигнал. Сегодня данные сигналы усиливаются предусилителем или фонокорректором, который в свою очередь отдает полученный сигнал в мониторы.
Конечно, качество аудио на современных проигрывателях куда выше, чем у аналогов из времен Эдисона, но фундаментально они до сих пор предельно похожи, даже спустя 140 лет.
Золотой век винила
Несмотря на то, что до 1960х годов Фонограф Эдисона не был частью среднестатистического жилого помещения он все же получил невероятно широкое распространение.
По словам главы When Albums Ruled the World, Steve O’Hagan, с середины 60х до конца 70х виниловые альбомы превратили музыку “в самую популярную” в Америке “развлекательную индустрию, обогнавшую спорт и Голливуд”. Они проложили путь в новую эру популярной музыки — эру альбомов.
Именно в это время Beatles выпускают Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band и the White Album, Pink Floyd — The Dark Side of the Moon, а Joni Mitchell — один из самых важных альбомов 70х Ladies of the Canyon.
Концепция альбома отлично подошла виртуозному психоделическому року, который процветал в 70х. Она сильно отличалась от синглов поп-хитов, доминировавших на радио в 50х и начале 60х.
Как музыкальный журналист Greg Kot написал в статье 1999 года для Chicago Tribune, “слушатели альбома не получали ассорти из 3-минутных синглов, а терялись в последовательности 20-минутных сторон альбома, тем самым отправляясь в путешествие по правилам артиста”.
Вокруг проигрывателей выросла целая культура, которую подхватили тинейджеры, сильно нуждающиеся в том, чтобы сбежать от суеты будней.
James Campion в своей книге 2005 года Shout It Out Loud: The Story of Kiss's Destroyer and the Making of an American Icon пишет: “Многие из них не могли управлять семейным телевизором или кухонным радио. Такое положение вещей привело к приоритезации спален и убежищ верхних помещений — капсул воображения, располагающихся внутри приносящих мечту наушников, — которая сопровождалась подробным изучением 12-дюймовых художественных работ и нырянием в глубины подтекстов лирики, хотел того автор или нет”.
“Будто бы пребывание в театре собственного разума, который и так уже был заполнен комиксными фентезийными картинками ужасов и научной фантастики, рекламной пропаганды и американской мечты, было их обдуманным желанием участвовать в игривых извиваниях их любимых рок звезд”, — продолжает он.
Хотя альбом оставался приемлемой формой искусства в мейнстриме до примерно 2000х, золотой век винила подходил к концу. Новые, куда более простые в использовании форматы замаячили на горизонте, а синглы захотели вернуться.
MTV и возвращение синглов
В 1981 мы увидели начало телевидения, которое 24/7 крутило музыку в виде канала MTV. Именно тогда видеоклипы стали важной частью популярной культуры.
В своей статье для New York Times от 1991 года Jon Pareles написал, что “одноразовые хиты” затмили альбомную эру 70х. Хотя альбомы остались главным музыкальным форматом, продажи винила продолжали падать в связи с появление кассет, а позже — дисков.
Кассеты в частности позволили многим с большей легкостью взаимодействовать с музыкой — их невысокая стоимость развязала руки домашним hip-hop продюсерам; позволила сэмплить и создавать ремиксы.
Их долговечность и портативность вдохновили андерграунд, который, если верить книге Robin James 1992 года Casette Mythos, создал “точку опоры для западной культуры молодого поколения”. Ко всему прочему, выход Sony Walkman в 1979 году означал, что для прослушивания музыки на ходу теперь не нужно таскать с собой здоровенный бумбокс.
CD появились в 1984 и показали еще один способ портативно и дешево слушать музыку. Винил упал еще ниже, оставаясь интересным лишь крейт-диггерам, шарящим по распродажам, и независимым лейблам.
Винил во времена скачивания музыки и Spotify
Когда файлообменные сайты вроде Napster показали миру, что музыку можно скачивать казалось, что винилу суждено умереть. iTunes, появившейся в 2011, и вовсе должен был стать последним гвоздем в крышку гроба.
iTunes и iPod, который появился чуть позже в том же году, стали самым портативным из способов прослушивания музыки за всю историю человечества. Он позволял пользователям носить в кармане ранее невообразимое количество аудио. Смартфоны за ту декаду получили стремительное развитие, а iPod стал главным музыкальным проигрывателем на планете.
Скачивание цифровой музыки вскоре привело к появлению стриминга — в 2006 году появился Spotify, который открыл бесплатный доступ к огромным библиотекам популярной и андеграундной музыки (также многие платформы предлагали так называемую “freemium” модель использования, при которой за дополнительную плату открывалось больше полезных возможностей).
Из-за того, что стриминговые платформы начали курировать собственные плейлисты, акцент еще более сместился в противовес альбомам в сторону синглов — пользователям стало удобнее слушать сборную солянку из множества авторов, чем цельные альбомы одного исполнителя.
“Сегодня судьба альбомов полностью в руках стриминговых алгоритмов. Стриминг поощряет всеядность слушателя, а не смакование единицы”, — пишет Eamon Ford в статье для Louder.
Возрождение винила
Популярность цифровой музыки должна была убить винил раз и навсегда, но не убила. С 2006 года продажи пластинок постоянно увеличиваются, и, не смотря на то, что их еще пока нельзя назвать высокодоходными, с уверенностью можно заявить: винил возрождается.
На то есть множество причин. Record Store Day, который был запущен в 2007 в Соединенном Королевстве, но со временем получил мировое признание, посвящен культуре винила и продвижению независимых дистрибьюторов виниловых пластинок. Он стал невероятно важным событием для музыкальной индустрии.
Еще одной важной причиной возрождения винила может быть чувство ностальгии по тактильной составляющей музыкальной записи — чувство владения собственной музыкальной коллекцией было стерто, когда индустрия повернулась в сторону цифровизации. Конечно, можно покупать альбомы и синглы онлайн, но не выйдет их выставлять на показ красиво и с гордостью. Также есть особый шарм в путешествии в местный магазин пластинок и трате целого вечера на копание в куче записей в поисках пластинки мечты.
Еще небольшая, но важная причина — звучание. Теплый аналоговый звук пластинки, крутящейся на проигрывателе, добавляет музыке окрас. Легкое похрустывание добавляет шарм, что особенно очевидно поколению, выросшему на цифровой музыке.
Если в аналоге присутствуют жизнь, которам нам так нравится, то почему другие форматы не прижились? Кассетные обложки явно уступают тому, что можно увидеть на объемной поверхности винилового конверта — весомый минус для коллекционера. CD полностью лишены этой самой жизни, да и у кого сейчас из нас вообще остался хоть один CD-проигрыватель?
Если вам кажется, что за винил сейчас вступается только взрослое поколение, то вы окажетесь не правы, ведь именно молодежь является главным потребителем технологии 19 века. Согласно отчету Great Britain TGI возраст покупателей винила в большинстве своем не превышает 25 лет.
В ответ на растущий спрос на винил производители начали делать проигрыватели, которые совмещают в себе россыпь современных технологий, таких как, например, беспроводное подключение.
Подобные невероятные аудиоустройства умудряются не терять волшебный шарм аналога и упрощать процесс подготовки качественного сетапа. Использование Bluetooth для стриминга аудио на колонки помогает привлечь внимание новых потенциальных фанатов винила.
Виниловые проигрыватели в эпоху стремительно развивающихся технологий выглядят удивительно, но они умудряются не просто выживать, а развиваться и радовать все большее количество любителей звука по всему миру.
- Комментарии